Исходя из названия цикла статей – «Биодинамика. От философии к практике», нужно и определиться с некоторыми терминами и начать с описания предмета.

Здесь и далее я буду ссылаться на мэтров остеопатии – основателя Эндрю Тейлора Стилла, Вильяма Сазерленда, Роллина Бэккера и других. Возникает вопрос – а причем здесь тогда биодинамика?

Сразу хочу сказать, что нет термина биодинамика в отрыве от остеопатии. Есть биодинамическая модель в остеопатии, или биодинамика остеопатии. Для многих спорно, особенно тех, кто любит описывать преимущества биодинамики перед остеопатией, однако, если у вас будет достаточно терпения проследовать за мыслью до конца этой главы, я думаю мы придем к общему знаменателю.

Если посмотреть на принципы и философию, провозглашаемые остеопатией – они не отличаются от биодинамических – это ориентация на Здоровье, целостность, наличие встроенных механизмов выздоровления, взаимодействия с ними и т.д.

Вот самый, что ни на есть биодинамический принцип, провозглашенный основателем остеопатии в его труде «Философия и механические принципы остеопатии», в главе 3, «части тела».

В абзаце посвященному миссии доктора Стилл говорит (дословно):

«Найти здоровье – вот что должно стать объектом для доктора. Любой может найти заболевание»

Определение здоровья и способы его поиска развивались по мере развития остеопатии, но главная миссия остаётся неизменной. С каждым новым витком развития самой остеопатии меняются и подходы. Можно сказать, что каждый, кто идёт в остеопатию, так или иначе проходит похожие этапы развития своих навыков. И об этом мы подробно поговорим позже.

Если коротко, то можно выделить несколько основных исторических этапов развития – период А. Стилла, период В. Сазерленда, период Р. Бэккера, Э. Вейл, В. Фрайман, и далее период плеяды различных школ и направлений современной остеопатии в интерпретации разных учителей, вплоть до наших дней.

Классическое остеопатическое образование, которое сейчас в том числе преподаётся в наших медицинских образовательных учреждениях, основывается на биомеханических принципах, описанных А. Стиллом, использует различные техники, которые напрямую учитывают геометрию тела, положения костей, анатомию кровеносной, лимфатической и нервной системы. Это уже официально признанный и научно обоснованный метод воздействия на тело пациента. Главный «действующий» элемент такого лечения – руки и усилия доктора, терапевта. И это тот уровень, который реально дать в условиях нескольких лет обучения, а развивать навыки биомеханического подхода можно десятилетиями, как это делали и мэтры остеопатии.

В. Сазерленд в своих трудах всегда говорит о преемственности принципов А. Стилла, и развивает их в концепцию «Остеопатии в краниальном поле». Эта концепция включает в себя не только всё то, о чём говорил А. Стилл, но и новое на то время видение на работу тела, наличие и работу не только с известными на то время ритмами грудного дыхания и биения сердца, но также и с непроизвольными ритмами движения спинномозговой жидкости и связанного с ней непроизвольного (т.е. не включающего волю ни пациента, ни терапевта) движения костей черепа и связанного с этим движения крестца.

Важным моментом при переходе к концепции остеопатии в краниальном поле является изменение подхода к воздействию на тело пациента. От прямого воздействия и усилия рук терапевта, он переходит к режиму слушания и взаимодействия с встроенными ритмами движения спинномозговой жидкости и связанных с эти движениями всех остальных частей тела. Было обнаружено, что вместо использования усилий терапевта, можно поддерживать присутствующее в теле здоровое движение, минимальным воздействием, добиваясь при этом таких же, если не более глубоких эффектов.

Вот выдержка из книги «Остеопатия в краниальном поле», Гарольда Мэгуна (ученика Сазерленда). Это вырезка из первого издания, в котором сохранены самые важные принципы того, что мы называем теперь биодинамической работой. В последствии многие главы первого издания были переписаны и на русский уже переведено 3-е издание, из которого, например, полностью убраны аспекты работы с потенцией спинномозговой жидкости (слишком это было «инновационно для того времени).

А здесь хочется вернуться к исходной мысли о том, что биодинамика – это часть остеопатии. Они единыПеревод: НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХОТЬ КАКУЮ-ЛИБО СИЛУ. Все движения являются мягкими с медленными. Позвольте времени преодолеть инерцию (затруднения движения) в структурах. ЧУВСТВУЙТЕ В КАКУЮ СТОРОНУ КОСТИ ХОТЯТ ДВИГАТЬСЯ. Следуйте за этим движением, следуйте мысленно во технике разумного (во внимании), физически для определения точки, в которой наиболее вероятно произойдёт высвобождение фиксации. Поддерживайте положение краниального механизма так, чтобы не было никакого дискомфорта для пациента, а даже наоборот, такое, в котором наступает ощущение облегчения. Дети, как правило успокаиваются, когда вы находите такую точку. Это чем-то похоже на перевод ручки переключения передач в машине в положение нейтрали.

И тут внимательный читатель может задать вопрос – откуда же берутся эти непроизвольные ритмы в теле человека?

На самом деле, есть точный ответ на этот вопрос – никто не знает. В каждой шутке есть доля шутки, и в данном случае она почти минимальна. Есть множество моделей, которые описывают, почему и как это происходит, но это так или иначе модели. Это примерно такой же вопрос как – что заставляет сердце биться?

Тем не менее, при работе с краниальным механизмом В. Сазерленд приходил всё к более и более тонкому восприятию анатомии, тела человека и того, что в нём происходит. На 55-м году своей практики он начинает говорить о потенции (слово potency переводится напрямую как потенция, по словарю – возможность, то, что существует в скрытом виде и может проявиться при известных условиях, сила, действенность). Наиболее подходящее для нас здесь определение – скрытая сила. Именно её описывает В. Сазерленд, как силу, приводящую в движение и спинномозговую жидкость и все остальные анатомикофизиологические (термин Р. Бэккера) механизмы живого существа (намеренно говорю не только о человеке).

Восприятие движения потенции, как движущей силы и использование её в диагностике и лечении описывается В. Сазерлендом в работах последних лет своей жизни, в том числе в той самой вырезанной из первого издания главе 4 книги Гарольда Мэгуна «Остеопатия в краниальном поле». Однако очень мало учеников успело взять эти принципы на вооружение. Тем не менее, мы знаем о Роллине Бэккере, Энн Уйэлс, которые продолжали изучать, развивать и нести эти принципы остеопатии дальше. Роллин Бэккер, также после порядка 35 лет практики в свой книге Stillness of life (стилнес (покой, неподвижность, тишина) жизни) приходит к описанию техники «сбалансированного ритмического взаимообмена». Он напрямую не говорит, что с чем обменивается, но из описания единственное, что подходит на мой скромный взгляд – это обмен между потенцией и анатомикофизиологическими структурами организма.

Уже на этом этапе для многих практиков понятие здоровья расширяется до большего нежели правильного анатомического положения структур, обеспечения притока крови, иннервации и удаления продуктов жизнедеятельности. Хотя и А. Стилл, никогда не ограничивался только этим, но на многие годы, школы остеопатии ограничивались именно биомеханическим подходом. Здоровье на этом этапе развития остеопатической мысли может определяться как наличие этого сбалансированного ритмического взаимообмена. Как это использовать на практике – это очень интересный в изучении и освоении вопрос, но пока не об этом.

До сих пор ответа на вопрос – что же приводит в действие краниальный механизм тела по-настоящему так и не прозвучало. Я начал говорить о потенции, как скрытой силе, которая поддаётся восприятию терапевтом при определенных условиях. И да, она является тем, что приводит механизм в действие. Но что является источником потенции? Если продолжить нить повествования В. Сазерленда (который был верующим человеком, как и все мэтры остеопатии, о которых я знаю), то источником потенции (вернее потенция является внешним его проявлением), является нечто внешнее по отношению к системе организма. Вильям Сазерленд называет это «Дыханием Жизни», по аналогии с Библией, где приводятся слова о том, что Бог «вдохнУл Жизнь в человека».

Т.е. мы тут переходим в ту область, которая напрямую ассоциируется с религией, с областью непознанного, областью Духа. Именно поэтому, как мне кажется, многие, кто начинают идти по цепочке развития остеопатической мысли до этого момента, начинают или еще больше ею интересоваться или наоборот, сомневаться и отворачиваться, т.к. либо не приемлют ничего, что не объясняется современной физикой или медициной, либо не хотят создавать какой-либо конкуренции с текущим мировоззрением, или посягать на «дела Божьи».

Вопросов веры я касаться не буду. На мой взгляд, здесь нет ни конкуренции, ни противоречия ни с одной из религий мира, где утверждается о нерукотворной природе мира, и остеопатия – это ещё один способ познания этого Творения, а также ещё и способ помогать людям восстанавливать здоровье, основываясь на законах этого Творения. Для неверующих – остеопатия – это возможность использовать те феномены природы, которые доступны для восприятия в теле пациента и помогают терапевту использовать их для приведения тела пациента в более здоровое и сбалансированное состояние.  И в этом можно достигнуть необычайного мастерства, которое будет помогать пациентам.

Возвращаясь к истории и терминологии.

Вильям Сазерленд, Роберт Фулфорд – это доктора остеопатии и современники, которые, как и основатель остеопатии Эндрю Тейлор Стилл придерживались религиозного взгляда на мир и считали, что здоровье человека поддерживается той же силой, что и создаёт, запускает жизнь в человеке.

Одновременно с ними в Германии эмбриолог Эрик Блехшмидт проводил доскональные исследования эмбриогенеза человека. Это были времена второй мировой и после неё, и у Эрика были возможности исследовать эмбриогенез «вдоль и поперек». Эрик изначально подходил к исследованию с классической точки зрения – определяя вектора, этапы, особенности роста и развития эмбриона. И со временем он пришел к пониманию, что те механизмы эмбриогенеза, которые он наблюдал, можно описать как внутренние, так и внешние по отношению к эмбриону. Всё, что относится к внутренним процессам условно получило название «биокинетические силы», а то, что к внешним – «биодинамические». Т.е. формально можно сказать, наше тело и наша жизнь – это результат взаимодействия биодинамических и биокинетических сил (ну просто из определения). Мы – результат действия внешнего мира. Я бы не стал спорить, особенно если вспомнить, что каждый из нас появился из одной клетки, которая была оплодотворена извне, питалась сначала внутренними ресурсами, потом внешними, и продолжает существовать за счет наличия ресурсов вне тела – начиная с воздуха. Так вот Эрик Блехшмидт пришел к выводу, что биодинамические силы – это не просто фактор влияния внешней среды, но то, что создаёт и направляет внутренние морфогенетические поля, которые в свою очередь запускают биокинетические силы и приводят к формированию органов, тканей, согласно внешнему замыслу. Как говориться – разобрав всё на запчасти, мы порой приходим к выводу, что у этого механизма есть творец, который знает, что делает. Наработки и результаты исследований Эрика Блехшмидта напрямую сейчас используются в программе обучения специалистов биодинамики, т.к. их качество, подробность и точность лучше помогают постичь аспекты изначального здоровья и анатомии человека, а это в свою очередь необходимо для работы.

Кажется, мы напрямую подошли к термину биодинамики. И как видите – происхождение этого термина лежит за пределами остеопатии (я не беру значение термина биодинамики, как подхода к земледелию).

Так вышло, что середина 20-го столетия – это время торжества рациональной науки, где эксперимент – критерий истины, а тому, что не поддается прямому исследованию и воспроизведению в виде эксперимента – нет места в науке. В связи с этим, говорить о внешней по отношению к человеку природе и источнике Жизни и здоровья было не принято в остеопатических кругах, которые были связаны с официальным образованием, системой лицензирования деятельности, страховок и т.д. Поэтому в официальной среде остеопатического образования, в том числе в нашей стране, область принятого остается в рамках биомеханического подхода и подхода остеопатии в краниальном поле (также получившего название краниосакральная терапия (КСТ). Краниум – череп, сакрум – крестец. КСТ – терапия, использующая знание о произвольном движении костей черепа и связанным с ним движением крестца). Вопросы источника непроизвольных движений, краниосакрального и других ритмов опускаются. И это нормально, и для многих этого достаточно, т.к. и биомеханическая и краниосакральная модели и подходы работают в следствии опоры на законы природы, законы работы анатомии тела человека. Сам процесс освоения биомеханического и краниосакрального подхода занимает годы и работа на этом уровне может быть виртуозной.

При этом есть ряд специалистов, для которых важен и аспект остеопатии, выходящий за рамки только анатомического и биомеханического подхода. И важен он не потому, что «плохо получается» механически, но потому, что он сам начинает себя проявлять по мере углубления практики. Через 50 лет практики Вильяма Сазерленда, 50 лет практики Роллина Бэккера, 50 лет практики Джеймса Джелоуза – для всех них стали важны эти аспекты. Даже если следовать простой логике, когда начинающий биомеханический остеопат использует свою силу для приведения анатомии в её здоровое состояние, краниосакральный терапевт использует ритмы произвольного движения для этого, и лишь сопровождает присутствующее движение, то по мере движения в этом векторе, степень воздействия на систему пациента уменьшается и уменьшается. После многих лет в практике, по мере уменьшения своего воздействия, мэтры говорят о простом слушании и пребывании и передаче процесса лечения в руки встроенных механизмов здоровья.

И это определенный этап, это этап, когда терапевт уступает место врожденному Здоровью пациента, источник которого лежит за его пределами, т.е. в терминах Эрика Блехшмидта является биодинамической силой.

Одним из таких докторов остеопатии, для кого этот аспект работы являлся очень важным был – Джеймс Джелоуз, ученик Роллина Бэккера, Анны Уэлс – т.е. прямых учеников Вильяма Сазерленда. Дж. Джелоуз познакомился с работами Эрика Блехшмидта и оттуда почерпнул термин «биодинамических сил». Преподавая в среде официальной биомеханической остеопатии, Дж. Джелоуз хотел, чтобы подход, основанный на исходном принципе остеопатии описанным Эндрю Стиллом, основанном на единстве материи, духа и разума, не был утерян. Подход, учитывающий аспекты Дыхания жизни и внешних по отношению к пациенту биодинамических сил, он назвал «биодинамической моделью остеопатии» или биодинамикой остеопатии.

Он стал преподавать этот подход, более широкий, более целый, более близкий по отношению к духу остеопатии. Времена меняются, и сейчас многих не удивишь запросом на духовный аспект жизни, к нему стало меньше сопротивления, поэтому биодинамическая модель в остеопатии была подхвачена многими школами и «превращена» в бренд «биодинамика», который, зачастую трактуется в зависимости от той школы, где преподается. В любой такой биодинамической школе отдается место биодинамическим силам, а если точнее – феноменам Первичного дыхания, и к ним добавляются подходы биомеханической, краниосакральной, функциональной, висцеральной и других моделей остеопатии. Исходя из моего опыта обучения в нескольких школах биодинамики, мне видится именно такое положение дел, хотя могу ошибаться.

И конечно в некоторых школах есть и более фундаментальный подход – постепенное развитие навыков остеопатии от биомеханических с непосредственным опытом пальпации и подробного изучения анатомии, до более тонких подходов краниосакральной терапии с сопровождением встроенных механизмов и произвольных движений, и постепенного освоения навыков взаимодействия с феноменами Первичного дыхания (биодинамических сил), по мере их утоньшения.

Подробно о таком естественном пути развития остеопатов мы поговорим в других статьях. А здесь хочется вернуться к исходной мысли о том, что биодинамика – это часть остеопатии. Они едины по духу, сути, философии, хотя внешне есть разница в приемах и методах работы. При этом и биомеханические техники и методы на определенном этапе развития могут быть применены с использованием биодинамических принципов – под руководством Первичного Дыхания. Но до этого этапа нужно дойти (я сам еще в пути). Хочется заметить, что тенденция «перепрыгнуть» сразу на биодинамическую работу скорее всего возможна, но таит за собой риск «потерять» телесную составляющую работы, и, порой, по наблюдениям, уйти, да простят меня, на чисто эзотерический метод работы, когда «что-то происходит в поле и может быть в теле» – это уже не остеопатия и не биодинамика, если в ней нет по настоящему анатомикофизиологического осознанного действия терапевтической силы.

Возвращаясь к цели сообщества и цикла статей хочется сказать, что цель – соединить философский подход остеопатии, подразумевающий наличие встроенных механизмов здоровья как на уровне анатомии и тела, так и на уровне внешних биодинамических сил Первичного дыхания и его феноменов. Соединить понимание, как одно перетекает в другое и какие практические способы работы доступны специалистам на том или ином этапе развития навыков и перцепции в остеопатической работе. Это по задумке должно помочь каждому специалисту увидеть себя на векторе развития и понять, как и куда можно двигаться дальше.

Если такого рода материалы для вас и мысли, которые приводятся здесь вам по душе – подписывайтесь в VK (https://vk.com/biodynamicpath), Telegram (https://t.me/lifecontactpro ) и оставайтесь. Задавайте вопросы в социальных сетях, комментируйте.