Исследуя мир, мы так или иначе опираемся на определенные модели. Любая модель имеет границы, которые определяются мировоззрением и границами, в рамках которой она справедлива и применима. Модели бывают сложные и простые, но у них цель – задать некоторые рамки и направление в познании окружающего мира.

Джеймс Джелоуз на своем обучении использовал модель трёх кругов остеопатии. Она с одной стороны простая, с другой позволяет использовать её снова и снова и для анализа происходящего в процессе лечения, и для понимания своего пути в остеопатии и для систематизации знаний. Именно эту модель я хотел бы здесь использовать для объяснения и философских аспектов остеопатии и для описания пути развития компетенций в этой области.

Сразу оговорюсь, что модель предполагает наличие всего спектра известных в биодинамической модели остеопатии феноменов, в том числе выходящих за пределы официально преподаваемого биомеханического подхода.

Итак, модель опирается на основное утверждение: в работе остеопата есть 3 области, в рамках которых происходит взаимодействие со Здоровьем пациента:

    1. Круг рукотворных законов (в английском – man-made laws), т.е. тех, что были выведены, созданы, придуманы человеком. Сюда относятся то, что родилось в результате умственного труда человека.
    2. Круг законов природы или естественных законов (в английском – natural laws) – всего того, что не является продуктом интеллектуального труда человека, что действует и наблюдается в природе и не зависит от человека.
    3. Круг законов выше уровня природы (в английском – supernatural laws), выше уровня осознания и восприятия человеком, область законов Духа, то, что не может быть полностью познано, по определению, но действует по своим законам.

Задача терапевта, изучить законы, доступные для восприятия на первых двух кругах, научиться действовать согласно им. Третий круг по своей природе не доступен для познания, однако его влияние всё равно присутствует, вопрос только можем ли мы его замечать и сонастраиваться с ним, задача тут – научиться взаимодействовать с этим уровнем влияния.

Круги — это своего рода иерархия действия – то, что выше, влияет на то, что ниже. И это также иерархия освоения науки остеопатии – от уровня рукотворных законов к законам более высокого порядка.

Из рисунка также видно, что круги имеют области пересечения. Это те места, где могут взаимодействовать законы из обеих кругов. Терапевт учится создавать условия для такого взаимодействия и учится распознавать феномены и процессы в этих областях пересечения. Через освоение таких пересечений происходит и осознанный процесс познания законов и возможности взаимодействия с терапевтическими феноменами вышестоящих кругов.

Эта простая диаграмма может иметь множество представлений и быть использована для обучения, объяснения феноменов, приемов биодинамической модели остеопатии. Именно этим мы и займемся.

Было бы интересно и правильно остановиться сразу здесь и поразмышлять на тему – а что из того, что мы практикуем, к какой зоне относится? И я бы вам предложил подумать в качестве примера:

– куда относятся техники МФР (миофасциального релиза) и высокоскоростные-низкоамплитудные техники (траст)?

– куда относятся приемы аугментации среднего прилива?

– куда относится наблюдение действия Длинного прилива?

– к какой области относится сам Длинный прилив?

– где здесь место для Первичного Дыхания?

– где место для динамической неподвижности (стилнеса)?

– где на этой диаграмме место биодинамической модели остеопатии?

– где место для Здоровья?

Я не буду прямо здесь и сейчас давать ответы на все вопросы, задача посмотреть на свою практику и понять, что она поддается анализу и систематизации. А также важно, что модель дает возможность логически объяснить и усвоить условия необходимые для работы на том или ином уровне модели.

Вот еще один пример использования этой модели. Эндрю Тейлор Стилл говорил о том, что в своей работе мы должны адресовать все три аспекта человека – дух, разум и тело (body, mind, spirit). Он подробно описывает биогенез в 11-й главе «Философии и механических принципах остеопатии». Если кратко, то в ней говорится о том, что Идея (верхний круг), стимулированная Отцом Природы, приходит как духовный человек, и через разумное движение (средний круг), направляемое Духом, выражается в виде формы (тела – нижнего круга).

И эта идея может быть отображена на этой же схеме. Конечно, любой контекст требует расшифровки, такие слова как душа и психика по-разному воспринимаются в зависимости от мировоззрения, поэтому я привожу сразу несколько слов и интерпретаций для каждого из кругов. Ни одна из них не является абсолютной, не заменяет одна другую, но лишь отражает идею.

Эндрю Тейлор Стилл, когда говорил о разуме (mind), не имел в виду только ум и ментальные способности, но имел в виду нечто большее, разум, который с одной стороны следует высшим законам, с другой является функцией человека. Наша психика, если подумать также с одной стороны имеет большой объем неосознанного, которое влияет на наше отношение к миру, к добру и злу, с другой стороны полностью участвует в нашей ежедневной активности, взаимодействии с людьми и в работе. В этой модели получается, что душа находится между Духом и телом, соединяя одно с другим. Степень чистоты передачи Идеи до тела в таком случае будет зависеть от «прозрачности» среднего круга.  В какой-то степени это так. Если взять за идею, что область Духа, область идеи содержит абсолютно идеальный «план воплощения», «план тела», то проходя через призму среднего круга, который формируется под влиянием окружения, в т.ч. природы, первоначальная идея отклоняется и мы имеем то тело, какое имеем. Тут можно даже вспомнить аналогию с психосоматикой, о влиянии психики на состояние тела и возможности восстановления здоровья, при исчезновении исходного фактора психики. Можно вспомнить и влияние окружающих факторов, таких как климат. Мы по сути являемся результатом адаптации исходного замысла к условиям окружающего мира.

Кто-то из вас может спросить – а как же влияние Духа на тело? Разве нет возможности прямого влияния. И тут еще раз хочу отметить, что эти круги – это определенного рода модель, и учитывая триединство духа, разума и тела, эта же модель может быть представлена как на рисунке ниже.

Каждый из элементов одновременно влияет на два других – человек – это одно целое в океане материального мира. Эта модель, как и любая другая –даёт возможность посмотреть на реальность через определенную призму. Некоторые суждения выше могут не совпадать с вашими представлением и вашей моделью. Это ок. Для целей изучения остеопатии, эта модель хорошо подходит, и я буду использовать её.

Итак, мы говорим о модели трех кругов (трех циклов, с точки зрения развития) практики остеопатии и нам нужно однозначно отличать один уровень от другого.

Дополним схему знакомыми терминами и немного уточним, что находится на каждом из уровней и что меняется от уровня к уровню.

Если говорить о первом уровне рукотворных законов, то сюда относятся биомеханические принципы работы с телом, осевая модель остеопатии, принципы флексии-экстензии, ротации, прямые техники и прочие техники, которые опираются на логику специалиста. Сюда логически относится уровень работы с анатомией, физиологией – всем тем, что поддается прямому контакту, пальпации до определенного уровня перцепции. Тут находится уровень индивидуального – тело пациента (зона А). Каждый из нас знает, как много необходимо изучить уже на этом уровне – для этого и есть классическое медицинское образование, официальное обучение остеопатии. Мы начинаем с этого уровня, это необходимый опыт, который создает базу ощущений, навыки пальпации и перцепции и систему координат для объективного анализа, диагностики и интерпретации результатов терапии.

По мере наработки опыта работы с телом и зоной A клиента, терапевт начинает замечать, что есть что-то еще. В своей работе «Дух остеопатии», Дж. Джелоуз описывает, как он как-то раз просто оказался в состоянии ожидания, он просто сидел и ждал, что произойдет, где-то в середине процесса лечения клиента и заметил, что вдруг восприятие полностью поменялось – анатомия превратилась во флюид (жидкостное восприятие). И оказалось, что флюидное восприятие и флюидная динамика даёт прекрасные клинические результаты. Вот только и для самого Дж. Джелоуза и для почти всех студентов процесс перехода на восприятие флюида является очень непростым.

Есть определенные условия, которые помогают этому переходу. Одним из таких условий является достижение состояния нейтральности. Было замечено, что если привести ткани в области лечения или всё тело в состояние нейтральности (определение нейтральности по Джелоузу – капля гомогенизированной субстанции), то эта субстанция начинает себя вести как жидкость – анатомия исчезает и появляется жидкостная динамика, появляется флуктуация жидкости и в объеме тела и в более тонком восприятии зоны В клиента. И у зоны В совершенно другие законы, в отличии от зоны А, но это по-прежнему является индивидуализированным феноменом (принадлежит пациенту) и поддается направленному воздействию терапевта, например, сюда относятся техники аугментации, наблюдения среднего прилива и т.д.

Если нейтральность является фактором перехода из работы с анатомией, зоной А, к работе в жидкостном восприятии, зоной В, то почему бы не повторить этот принцип и дальше? На самом деле, можно говорить о синхронизации качеств разных кругов диаграммы. Зоны пересечения кругов – это там, где качества системы пациента, которые наблюдает терапевт, приближаются к качествам соседнего круга.

Сама зона В, как мы знаем, может находиться в разных состояниях, у неё есть свой ритм дыхания, есть разные процессы, могут быть зоны напряжения и т.д. Зона D (пространства вокруг нас) при этом является чем-то более разряженным, более плавным, медленным, лёгким. А можно ли к такому качеству привести зону В? Да! И именно перевод зоны В в состояние нейтральности, приводит её в состояние близкое по качеству к зоне D – зоне второго круга диаграммы, зоне действия законов природы. На диаграмме это будет соответствовать пересечению первого и второго круга. В таком состоянии система клиента «видима» для зоны D, т.к. становится близкой к ней по качествам, и терапевт может начать наблюдать феномены зоны D, такие как движение и действие Длинного прилива, автоматическое переключение (automatic shifting – феномен «спонтанного» не зависящего от терапевта процесса разрешения и «разрядки» зон напряжения в зоне В).

Во втором круге меняется принцип работы. Если в первом круге, работу совершал терапевт, то во втором круге терапия идет за счёт действия природных сил. Длинный прилив, встроенный план лечения, автоматическое переключение – все эти термины описывают действие сил, не связанных с волевым влиянием терапевта.

Различие терапевтической силы – это то, что отличается круги между собой. Если возвращаться к определению биодинамических сил, как сил, действующий извне по отношению к системе клиента или терапевта, то именно на втором круге начинается по-настоящему биодинамическая работа.

Главное препятствие для перехода терапевта на этот и следующий цикл работы является привычка управлять терапевтическим процессом. По сути, главное препятствие – это Эго терапевта. Автоматическое переключение потому и называется автоматическим, что описывает изменения неподконтрольные терапевту. И в этом есть и красота и сила лечения, и это и есть основное препятствие. Для терапевта встают вопросы – как можно наблюдать, не вмешиваясь? Как можно наблюдать, не подталкивая процесс? Как можно просто ждать запуска природных процессов, не ожидая при этом результата? Как можно убедиться в том, что это действие сил природы, а не то, что навязано терапевтом?

Все эти вопросы отражают сложность освоения данного этапа. Если говорить о Длинном приливе, как о явлении уровня природы, возникает вопрос – а можем ли мы напрямую включить его в терапевтический процесс? Многие утверждают, что работают на Длинном приливе. Не отрицаю, что это возможно, однако исходя из природы Длинного прилива – это явление по определению бОльшего порядка, чем терапевт и возникает вопрос – каким образом Длинный прилив включается в каждую работу с пациентом? Да, такие условия можно создать, и опыт показывает, что эти условия зависят от многих факторов и в том числе от состояния клиента и терапевта. Не всегда состояние клиента позволяет привести его в состояние по качествам близким к качеству зоны D, где проявляются феномены Длинного прилива. Поэтому стоит иногда задать вопрос, что происходит в сессии – это терапевт настроился на восприятие феноменов Длинного прилива в пространстве, либо сам Длинный прилив производит работу в системе клиента. Это два разных по сути процесса.

Для многих практиков возникают вопросы – как я могу для себя понять, на каком уровне я работаю? И одним из признаков того или иного уровня, который может для себя отмечать терапевт – это качество сознания.

Если коротко, то для первого круга характерно обычное состояние сознания, мыслительного процесса, работа логики, определенного намерения, следование своему плану. Процесс управляется полностью эго терапевта.

На границе между первым и вторым кругом менее активная (в плане скорости, суждений), более наблюдательная позиция, это область начала ослабления эго, область начала проявления интуиции, может наблюдаться легкое трансовое состояние.

На втором же круге эго уступает место Природе. Терапевт становится ведомым, сознание заметно отличается для самого терапевта, т.к. он уже следует за процессом направляемым Длинным приливом. Ясность и скорость восприятия качественно отличается, её не спутаешь.

Важно также тут заметить, что качество сознания –  это, с одной стороны, то, чем управляет терапевт на первых этапах, но по мере перехода к верхним кругам, оно становится в каком-то смысле управляемым, это не тот случай, когда можно просто «включить» нужный режим сознания и работать на нем. Существует процесс «передачи управления».

Переходя к зоне пересечения второго и третьего круга можно сказать, что это особая зона, т.к. она требует еще большего ослабления Эго терапевта. Мэтры говорят о качестве полной тишины (stillness), потери Эго. Я не могу здесь это описывать качества сознания, потому что путь туда занимает время и требует практики. Для Сазерленда, Бэккера, Руми, Джелоуза на это ушло 50 лет, и я не могу на данном этапе что-либо говорить об этом квалифицированно, т.к. считаю, что еще не там. Об этом можно почитать у Стилла, говорящем об Отце, у Бэккера, когда он говорит о «Молчаливом Партнере» или Боссе, об этом можно почитать у Сазерленда, когда он говорит об Отце и Дыхании Жизни, об этом можно почитать у Джелоуза. Вот небольшая цитата из «Духа остеопатии» Дж. Джелоуза:

«Мы говорим о чем-то более разумном чем мы сами, что ведет наши действия как остеопатов. И это место, где Дух Остеопатии общается с Духом индивидуума. И индивидуум начинает расти. И один из первых знаков этого роста – потеря дуальности, потеря нужды в обвинениях, потеря фабрикации целей для пациента, потеря интуиции. Возникновение расширенного мышления… и, главное для меня, – беспричинная радость»

Можно говорить тут много слов и скорее всего о таком уровне работы у каждого найдутся свои слова. Для меня это про прямой, неискаженный контакт с источником Здоровья, как бы его мы не называли, и путь к этому на мой вкус того стОит.

Итак, эта модель дает представление о том, какие этапы развития проходит практика остеопата и как определить, на каком из этих кругов происходит работа или наблюдаются те или иные феномены. Джеймс Джелоуз говорит о том, что это является достаточно универсальным описанием опыта многих остеопатов, по крайне мере его самого, его учителей и многих других известных остеопатов.

Сразу хочется сказать, что каждый круг (цикл), требует времени для освоения, и укрепления в практике и знаниях. Каждый круг работает по своим законам и имеет ценность сам по себе. Опыт показывает, что рано или поздно, нас сначала на короткий миг, потом все чаще и дольше переносит на следующий уровень и мы начинаем утверждаться в нем. И это годы. И это нормально.

Как говорит Дж. Джелоуз в той же работе: «Нет высших или низших остеопатов. Все одинаковы. Все двигаются вместе с Духом Остеопатии – как бы вы это ни видели. Вся эта идея «высшего» и «низшего» ранга – трагедия нашей профессии.»

Незнание о направлении движения порою является тайной, которая влечет. Так было со мной – я шел в остеопатию, потому что меня привлекало что-то, что я даже не мог понять.

Но когда тайна превращается в Тайну, которая, с одной стороны, видима, но при этом не познана, это может стать для кого-то ещё более привлекательным стимулом роста и путеводной звездой, как для меня.

Надеюсь, вам было интересно посмотреть на такую модель развития остеопатии с такого ракурса и вам по душе такой вектор практики.

Комментарии и вопросы вы можете оставить в группе VK или группе Телеграм